WOMANSE.RU
Креативный женский онлайн журнал

5 лучших фильмов Андрея Тарковского

0 12

Сегодня одному из самых уважаемых режиссеров планеты исполнилось бы 87 лет. Коллеги называют его «богом кинематографа», а киноманы считают символом авторского кино. Его картины смотреть сложно, но они всегда завораживают и действуют каким-то гипнотическим образом. В честь памятной даты мы вспомнили лучшие работы великого мастера.

В конце прошлого года в список 100 лучших иностранных фильмов, который составил BBC, вошли сразу 4 фильма Тарковского. Больше 200 кинокритиков из 42 стран мира признали лучшими: «Зеркало», «Андрей Рублев», «Сталкер» и «Солярис».

«Иваново детство»

1962 год

Через три месяца после того, как Тарковский показал свою дипломную работу, его попросили снять фильм по повести Владимира Богомолова «Иван».

Фильм о 12-летнем мальчике, чье детство закончилось в день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестру уже начинали снимать, но закрыли из-за низкого качества отснятого материала. Тарковский не сразу дал согласие стать режиссером картины, пока не придумал, как он будет ее снимать. По новому сценарию Ивану снятся сны: простое счастливое детство, которого он лишен. А в жизни  происходит страшная нелепость, когда ребенок должен воевать. Вместе с Кончаловским Андрей Тарковский написал новый сценарий, правда в титрах остались прежние фамилии сценаристов.

«В создании своей первой картины я, честно говоря, руководствовался еще и такой задачей: выяснить, способен я или не способен заниматься кинорежиссурой, «- говорил Андрей Тарковский

Первая полнометражная лента молодого режиссера была признана одной из лучших картин о войне и принесла множество наград, включая первого для СССР венецианского «Золотого льва».

Премии:

Венеция — Гран-при «Золотой лев»;

Сан-Франциско — «Золотой мост» лучшему режиссеру;

Варшава — приз Клуба польских кинокритиков за лучший фильм;

Люблин — приз «CzarciaZara» за лучший зарубежный фильм;

Нью-Йорк — «Серебряный лавр»;

«Андрей Рублев»

1966 год

Биографическая лента о великом живописце, который, по словам Тарковского: «ни в коем случае не решён в духе исторического или биографического жанра». Его интересовало другое: характер, душевное состояние и великий дар русского живописца.

Роль Андрея Рублева стала первой для актера Анатолия Солоницына. Как вспоминала Инна Чурикова: «Солоницын снимался у Глеба (Глеб Панфилов) в телефильме «Дело Курта Клаузевица». И когда Тарковский увидел фотографию Толи у Глеба, он взял ее в руки и больше с нею не расставался… Так он нашел своего Андрея Рублева».

Позднее Анатолий Солоницын стал одним из любимых актеров Тарковского и снялся почти во всех его фильмах.

Премии:

Франция — приз Леона Мусинака за лучший иностранный фильм в прокате;
Канны — Приз ФИПРЕССИ МКФ (фильм демонстрировался вне конкурса);
Франция — «Хрустальная звезда» — премия Французской киноакадемии актрисе Ирине Рауш (Тарковской) за исполнение роли Дурочки;
Белград — Почетный диплом МКФ;

«Солярис»

1972 год

Экранизация Андрея Тарковского по повести Станислава Лема о первом внеземном контакте не понравилась автору книги, из-за чего Тарковский и Лем переругались. Одной из причин было то, что Тарковский не делал ставку на космическую картинку, масштабность и спецэффекты, а в свойственной ему манере передавал сюжет через диалоги персонажей, медленное движение камеры и психоделическую музыку.

«Человечество спасёт стыд. Мы здесь для того, чтобы научиться любить. Нам не нужен никакой космос — нам нужно зеркало! Человеку нужен человек!»

Премии:

Канны — Специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале;

Приз ФИПРЕССИ на Международном Каннском кинофестивале;

Карловы Вары — Приз на XXVIII Международном кинофестивале;

Панама — премия за лучшее исполнение женской роли (Наталья Бондарчук) на IX международном кинофестивале в Панаме в 1973 году.

«Зеркало»

1974 год

Одновременно драматичный и легкий, тяжелый и прозрачный фильм-исповедь главного героя был задуман еще до съемок «Соляриса». Автобиографичный сценарий был написан Тарковским в 1972 году, но съемки тогда запретили. Тарковский писал о своей детской драме, когда ушел из семьи отец — поэт Арсений Тарковский. Фильм-признание Госкино принимало 5 раз. Картину возвращали с целым списком длинных правок, а затем присвоили ей вторую категорию и показали только в трех кинотеатрах в Москве. Когда в Москву приехал представитель Каннского кинофестиваля, Андрей Тарковский был вынужден показывать фильм тайком. В Каннах фильм так и не был показан.

По итогам опроса 846 кинокритиков в 2012 году за «Зеркало» было подано больше голосов, чем за любой другой фильм Тарковского. «Зеркало» заняло 19-е место в списке величайших фильмов.

«Сталкер»

1979 год

В 1974 году режиссёр прочитал повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и предложил фантастам написать сценарий для экранизации. Стругацкие еще не знали тогда, что сценарий им придется переписывать раз двадцать, но согласились из-за бесконечного уважения к режиссеру.

«Сталкера» снимали очень тяжело, даже мучительно. Сначала случился скандал между режиссёром и оператором Георгием Рербергом, Тарковский выгнал Рерберга с картины и заставил авторов еще раз переделывать сценарий. Новый оператор проработал всего две недели и тоже ушел, а все им отснятое Тарковский вновь уничтожил. Оператора удалось найти только с третьего раза, снимали по шесть дублей каждой сцены, а актеры за два года съемок были измотаны и клялись, что никогда больше не будут работать с Тарковским.

В СССР фильм прошел в прокате неудачно, зато получил приз в Каннах, а режиссёр после этого — звание Народного артиста СССР.

Весной 1985-го года Тарковский закончил работу над своим последним фильмом — «Жертвоприношение», действие которого происходит в Швеции. Картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля, приз Британской киноакадемии, а также огромное количество других наград. Однако о многих из них режиссер уже не узнал.

Источник: www.goodhouse.ru

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.